Итоги-2016: Мемы года
2016-й показал ещё большее по сравнению с предыдущим годом увлечение интернета мема: главные тренды стали повсеместно улавливать компании и использовать для продвижения не только в интернете, но и в офлайне. Однако ряд мемов исчез так же быстро, как и возник. TJ вспоминает самые популярные образы и явления в интернете, сопровождавшие весь прошедший год.
Проблемы с доступом к «Джойказино»
Самый популярный мем года связан с онлайн-казино, известному по спонсорству русской озвучки в пиратских сериалах. Он набирал популярность медленно, начав раскачку ещё в 2015 году, однако в полной мере раскрылся лишь спустя год.
Во-первых, фраза «Проблемы с доступом к Joycasino.com» стала символом надоедливой рекламы из-за того, что джингл часто портил напряжённые моменты в сериалах. Но главное — она превратилась в устойчивую присказку к перебоям в работе популярных сайтов или их блокировке Роскомнадзором (а их в 2016 году было немало).
Человек, способный выжить в ДТП
В рамках социальной кампании художница по заказу властей Австралии создала персонажа Грэма — человека, физиология которого позволяет ему лучше выживать в дорожно-транспортных происшествиях. У Грэма нет шеи, толстый череп, воздушные сумки между рёбрами и деформированные ноги.
По задумке авторов кампании, Грэм должен был показать автовладельцам, насколько хрупкое человеческое тело и заставить их заботиться о собственной безопасности. Однако в интернете персонажа быстро возвели в ранг мема, и Грэм скорее стал символом невозмутимости, а не опасностей на дороге.
Харамбе
Самый сложный мем года — горилла Харамбе, погибшая в американском зоопарке от рук смотрителей. Её история стала темой национального масштаба после инцидента с ребёнком, упавшим в вольер животного: горилла оттаскала его по углам и нанесла лёгкие травмы, а смотрители решили пристрелить примата во избежание возможного убийства зверем человека.
Спустя примерно полтора месяца после того, как общественное обсуждение ситуации закончилось, Харамбе стал мемифицироваться в том числе как символ безвинно погибшего чернокожего. Популярности мему добавила острота ситуации с протестами Black Lives Matter в США.
Будь как Петя
В январе с подачи «Медузы» западная адаптация «Умного Билла» стала российской локальной сенсацией. «Умный Билл» — рисованый человечек, сидящий за компьютером и не делающий распространённых ошибок.
В российской локализации Билла переименовали в Петю, надели ему шапку и убрали компьютер подальше, что сделало мем более широко применимым. Благодаря этому мем успешно дожил до конца года и имеет все шансы остаться с нами надолго — правда, он не всегда используется канонично, но это и неважно.
Законом не запрещено
2016 год стал медийным расцветом для субкультуры вейперов в России. В конце весны образовавшаяся масса владельцев электронных сигарет вызвала резкую реакцию у остальной части общества: постоянно встречающиеся на улицах и в общественных заведениях молодые люди, испускающие клубы пара, многих стали раздражать.
Фраза «Законом не запрещено, парю где хочу» постепенно превратилась в мем наряду с «На 95% безопаснее». По её мотивам в июне появился гимн вейперов, сочинённый московским музыкантом и видеоблогером Павелом «Paul Baldhill» Лысковым.
К слову, законом использование электронных сигарет в России действительно почти не регулируется, но только до поры — Минздрав уже этим озаботился.
Денег нет, но вы держитесь
Фраза, обронённая премьер-министром Дмитрием Медведевым на встрече с пенсионерами в Крыму, стала лейтмотивом всех общественно-политических событий года. Премьеру нужно было как-то завершить разговор, скатившийся в перебранку из-за отсутствующих индексаций пенсии, и он не смог придумать ничего лучше, чем посоветовать «держаться» и оставаться в хорошем настроении.
Ещё в июне аналитический центр «Медиалогия» назвал фразу Медведева главным мемом года, правда, считая по упоминаниям в СМИ от июня 2015 года. На втором месте был загадочный хит от Кадырова: «Кто не понял, тот поймёт».
Отсылку к фразу Медведева даже пытались использовать в рекламных целях Tele2 и «Альфа-Банк», но обе компании быстро откатили свои инициативы и удалили все записи. Владимир Путин утверждал, что фразу Медведева просто вырвали из контекста.
В сентябре прямо перед выборами в Госдуму неизвестные партизански развесили по городу более сотни плакатов, на которых ставший мемом слоган обыгрывал аббревиатуру возглавляемой Медведевым партии.
Школьник в болоте
Конкурс, организованный популярным сообществом «Как я встретил столбняк» во «ВКонтакте», в июле подарил рунету мем с невозмутимым школьником, устроившим вместе со своим братом «офисную» фотосессию в болоте. Герой на снимках — 11-классник Игорь Назаров из Челябинска, а его брат Алексей держал камеру и для интернета остался неизвестен.
Снимки Назарова получили лишь второе место в конкурсе паблика, главным призом которого были 15 тысяч рублей на путешествие в Киргизию, но зато стали популярны благодаря своей универсальности. Молодой человек в пиджаке за компьютером, по пояс находящийся в заросшем тиной болоте, подходит для иллюстрации реакции на любую безвыходную ситуацию, недостатка в которых в 2016 году не было ни у кого.
Игорь успел дать несколько интервью, а в сентябре он приехал в Киргизию по приглашению местного министерства культуры, оплатившего расходы на поездку.
Игорь Назаров в озере Иссык-Куль, Киргизия
Шлакоблокунь
Шлакоблок — строительный камень, полученный методом вибропрессования или естественной усадки, а обыкновенный окунь — хищная речная рыба, встречающаяся в пресных водоёмах Европы и Северной Азии. Если их совместить, получается шлакоблокунь.
Вот и всё, что нужно знать об этом меме. Он прожил недолгую, но интересную жизнь, и останется в памяти о 2016 году.
Вжух
Мем с котом в праздничном колпаке и волшебной палочкой стал хитом первой половины декабря, скрасив ожидание Нового года. Как удалось выяснить TJ, слово «вжух» к придуманной кем-то концепции кота-волшебника добавил администратор одного из мелких пабликов «ВКонтакте» — правда, история успеха мема там не очень интересная.
Зато мем подхватили российские компании и поставили его на поток, начав использовать почти что в промышленных масштабах.
Котлетки с пюрешкой
В завершение итогов — самостоятельный мем в меме от популярного клипмейкера Enjoykin, созданный на основе сцены из отечественного сериала «Улицы разбитых фонарей».
19 миллионов просмотров только у оригинального клипа на YouTube сделали котлетки и картофельное пюре неразрывными, а также навсегда ответили на вопрос, почему иногда следует поторопиться.
#Итоги2016